Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций.

Основанием для проведения расчета показателей экономической эффективности образования, служит предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что в свою очередь порождает более высокие заработки. Экономическая эффективность образования определяется соотнесением прямых денежных доходов, приходящихся на образование и издержек, связанных с его получением. Традиционным методикам оценки экономической эффективности инвестиций в образование, основанным на расчете показателей частной и общественной внутренней нормы доходности различных ступеней образования, уделено большое внимание в экономической литературе.

Однако, рассматривая проблему эффективности инвестиций в трудовые ресурсы, необходимо отметить, что кроме денежных доходов существуют и не денежные, которые не учитываются в расчетах норм отдачи капиталовложений в образование, здравоохранение и т.д. Поэтому нельзя судить об эффективности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.

Образование оказывает большое влияние на условия труда, уровень безработицы:

  • -- условия труда у лиц с лучшей образовательной подготовкой, как правило, более благоприятны.
  • --более образованным людям легче устроиться на работу,
  • --они испытывают меньшую физическую нагрузку,
  • --получают большую самостоятельность при принятии решения,
  • --у них менее однообразный характер труда,
  • --больше возможностей для общения с другими лицами.

Образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности и за пределами рынка труда: оно способствует развитию личности и приобретению таких качеств, как независимость и уверенность в себе, гибкость и терпимость в отношении с людьми, непредубежденность, уважение к эстетическим и культурным ценностям, повышению интеллектуальных запросов.

Образование влияет на выработку таких навыков, как способность принимать решение, коммуникабельность, рациональное распределение времени т.п. Очевидно, что подобные навыки и качества приносят пользу не только на рынке труда, но и при установлении неформальных связей (вступление в клубы, выбор друзей), при покупке товаров длительного пользования и т.д. Образование оказывает большое влияние на формирования человеческого капитала, то есть на инвестиции в дальнейшее образование, обучение без отрыва от производства, поддержание здоровья, миграцию.

Значительная часть жизни людей проходит вне рынков труда и капитала. Эта деятельность по организации своего досуга, быта. Получение образования положительно влияет на здоровье, на успех в браке, а также предполагает более рациональный подход к потреблению и использованию свободного времени. Так, некоторые западные экономисты утверждают, что лучшая ориентация образованных людей на рынке потребительских товаров дает им дополнительную выгоду в приобретении товаров данного качества по более низкой цене и товаров более высокого качества по данным ценам.

Образование и связанное с его получением посещение школ, колледжей и т.п. всегда приводило к установлению определенных дружеских отношений между учащимися. Образование облегчает выбор претендентов и формирование супружеских пар. Считается, что рост уровня образования жены положительно влияет на заработки мужа. В основе такого влияния лежит воздействие более образованной жены на поведение мужа на рынке труда, на его здоровье. Образование родителей является важной детерминантой способностей и образования их детей.

Нужно помнить и о воздействии образования на развитие общества в целом. Эти эффекты образования обычно употребляются под заголовком "социальная интеграция" и "стабильность общества". Учитывая все виды не денежных доходов получаемых от образования, можно с определенной уверенностью утверждать, что образование обладает социальной эффективностью.

Проведенное в данной работе исследование изменение удельного веса лиц с различным уровнем образования за период с 1952 года по 1994 год, а также взаимосвязи между показателями уровня образования и продолжительностью жизни, образованием и уровнем безработицы населения с различной образовательной подготовкой характеризует некоторые аспекты социальной эффективности образования.

Люди, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше. Это связано с тем, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей эффективно использовать свой "капитала здоровья” - ведут более здоровый образ жизни, как правило, избирают профессии не связанные с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинскими услугами.

Уровне безработицы среди мужчин трудоспособного возраста в США, свидетельствует о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы.

    Образование, подтвержденное наличием у молодого специалиста диплома известного ВУЗа, а также (по возможности) сертификатами о дополнительном повышении квалификации, практически гарантированно открывает ему двери в большинство если не крупных, то средних и вполне стабильных компаний в выбранной сфере. Наличие высшего образования существенно увеличивает шанс занять хорошую должность, поскольку для менеджеров среднего и тем более высшего звена наличие образования является строго обязательным.

  • Инвестиции в обучение кадров. Крупные компании за рубежом давно практикуют этот вид вложений, «примечая» талантливых студентов и оплачивая им обучение в обмен на дальнейшее трудоустройство в свой штат. Такой подход дает отличные результаты, поскольку в течение всего срока обучения студент усваивает материал и оттачивает навыки именно в той форме, в которой они потребуются ему для дальнейшей работы. В итоге - компания получает молодого специалиста, уже знакомого с нюансами своей будущей работы и готового приступить к ней. Инвестиции в обучение молодых кадров достигают нескольких десятков тысяч долларов на человека. Так, в Южной Корее эта цифра колеблется на уровне 90-95 тысяч долларов, в Голландии - на уровне 70 тысяч долларов. И это действительно дает заметные результаты - ведущие разработки в области медицины, физики, высоких технологий принадлежат университетам и крупным компаниям, которые вложили средства в обучение молодых талантов. В России ситуация пока не настолько радужна - уровень и актуальность знаний, которые даются студентам в российских ВУЗах, на несколько порядков отстают от требуемых, отчего молодым специалистам при поступлении на работу приходится переучиваться или в спешке «подтягивать» свои знания уже на месте. Многие российские предприятия уже начинают понимать необходимость инвестиций в обучение кадров - ведь без развития кадрового потенциала недалеко и до ухудшения положения на рынке. На развитие молодежных обучающих программ, поддержку кадров, выдачу грантов тратится все больше средств. Многие предприятия регулярно организуют для своих сотрудников обучающие семинары, заключают договора с институтами и университетами, поддерживают конкурсы среди молодых талантов и назначают специальные стипендии самым успешным студентам. Это позволяет не просто обеспечить компанию специально подготовленными кадрами, но и сформировать более лояльное отношение к компании в глазах общества.

Цели и задачи инвестирования в образование

Основная задача инвестиций в образование - в долгосрочной перспективе получить инструмент для повышения дохода, неважно, будет ли это вложение в собственное обучение, обучение детей или повышение квалификации кадров.

Риски инвестирования в образование

Основной риск при инвестировании в образование заключается в том, что полученные знания и навыки могут попросту не пригодиться. Причем это относится, главным образом, к самообразованию или обучению детей. Что касается вложений в обучение молодых кадров, то здесь рисков практически не бывает, поскольку студент подписывает с компанией договор, подтверждающий, что по завершении обучения он поступит на работу именно в эту компанию. Таким образом, фирма практически гарантирует себе зачисление в штат еще одного специалиста.

Результат инвестирования в образование

При инвестировании в собственное образование или образование детей результатом, в первую очередь, становится более уверенное социальное положение. Человек с высшим образованием в глазах общества занимает более высокую позицию и может претендовать на более широкий круг должностей. Как правило, от наличия образования, квалификации и опыта напрямую зависит уровень заработной платы. Следовательно, улучшается и благосостояние - и вложения, ранее сделанные в образование, окупаются в несколько раз.

Как показывает история, в периоды экономического спада люди ищут способы сохранить и приумножить свои сбережения. Сегодня финансовая грамотность населения в нашей стране стала значительно выше, поэтому инвестирование вызывает все больший интерес. Инвестиция – это вложение средств в какое-либо предприятие с целью получения прибыли.Однако в сложные периоды перемен, когда традиционные методы уже не срабатывают, эксперты рекомендуют «инвестировать в себя»

Считается, что самые успешные инвестиции в себя – это вложение средств в образование. Для взрослых состоявшихся людей новая «вышка», курсы или специальный тренинг дают достаточно быстрый результат. А вот вложение средств в образование детей –долгосрочный проект, который демонстрирует отдачу через несколько лет. Так стоит ли вкладывать немалые средства именно в обучение подрастающего поколения?

Многие родители скажут, что они и так постоянно вкладывают деньги в образование своих детей. Ведь, в дополнение к школьным занятиям, с ребятами занимаются репетиторы по иностранным языкам и другим школьным предметам. Однако нельзя сказать, что такие выпускники более подготовлены к современному рынку труда. На выходе из школы они имеют только одно преимущество – шанс получить бесплатное высшее образование. Причина этого кроется в том, что занятия с репетиторами нацелены, в основном, на «накачку знаниями» для сдачи выпускных тестов.

А ведь школьные годы – самое удачное время для развития у ребенка навыков, применимых в реальной жизни. Великий Эйнштейн говорил: «Никогда не запоминайте то, что можете найти в книгах!». Поэтому нужно нанимать репетиторов, которые могут научить риторике, умению найти и анализировать информацию,логическому и независимому мышлению. Спорт поможет развить лидерские качества и стремление к победе и успеху.

Изучение иностранных языков (как минимум двух!) должно быть «по умолчанию». Главная цель – способность свободно общаться с носителями, умение аргументированно говорить на любую тему и читать неадаптированную литературу. Уровень языка должен быть подтвержден международным сертификатом. Для ребенка очень полезно посещать языковые курсы за границей во время каникул. Это не требует больших денег, но дает отличный результат как в улучшении языка, так и в социальном развитии.

К выбору вуза также стоит отнестись ответственно. Начать нужно с поиска специальности. И это должен быть выбор ребенка – только при совещательном голосе родителей! Тем детям, которые стремятся попробовать себя в глобальном мире, стоит поступать в зарубежный университет. Как ни удивительно это звучит, но учеба за рубежом не требует баснословных затрат. Во многих странах Европы можно учиться бесплатно и стоимость жизни соизмерима с затратами на родине. А получать опыт работы и строить успешную карьеру можно в любой стране мира!

Родители! Вы должны понимать, что инвестиция в образование своих детей – не простая оплата счетов, а полное участие в процессе, понимание и помощь. Вложения средств в сыновей и дочерей не требуют больших единовременных трат, но всегда окупаются. В итоге дети получат бесценный инструмент – умение зарабатывать деньги!

Родители! Учите своих детей и готовьте к реальной жизни!

Разговоры про нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах на развитие системы образования давно стали общим местом. Некоторые регионы, которые побогаче, строят больше школ и комплектуют их самым необходимым, но в целом по стране ситуация довольно печальная. Сказался и экономический кризис 2014-2015 годов, усугубляли дело «майские указы», когда регионы сокращали капитальные затраты (расходы на строительство и покупку оборудования) в пользу оплаты труда.

Ярослав Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ

Сейчас, когда экономика перешла к росту, необходимо подумать о новых моделях финансирования образовательной инфраструктуры. Механизмы, которые помогут регионам облегчить бремя расходов, разработаны. Настало время их активного внедрения. О чем идет речь?

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования» предложено несколько моделей государственно-частного партнерства, с помощью которых можно избавиться от второй смены, справиться с проблемой создания новых школьных мест и новой школьной инфраструктуры. При этом мы говорим не только о строительстве новых школ, но и о капитальном ремонте старых школьных зданий, близком к реконструкции.

Первая модель - «инфраструктурная ипотека». Ее предлагал министр экономического развития Максим Орешкин для строительства инфраструктурных объектов, и, по нашему мнению, она прекрасно подходит для школ. В ее основе – распределение бюджетных расходов на строительство образовательных объектов на более долгий срок, скажем, вместо двух лет - на семь. На старте государство (в нашем случае – регион) потратит меньше, а потом последовательно, в течение определенного срока, будет выплачивать оставшуюся часть девелоперу.

Интерес к такой модели уже есть, и сейчас эксперты ВШЭ совместно с Минфином и Минэкономразвития работают над ее расчетами. Однако, на мой взгляд, гораздо интереснее две другие модели, пока нетрадиционные для системы образования в России.

Вторая модель предусматривает расширенные обязательства инвестора. Она подойдет для любой крупной компании, как, например, «Яндекс» или «Просвещение», которая заинтересована в инвестициях в образовательные ресурсы и сервисы. Компания не просто строит школу, но и берет на себя обязательства, наряду со строительством и реновацией, вложиться в дизайн, в повышение квалификации учителей, в оснащение школы новыми цифровыми ресурсами - электронными учебниками и игровыми симуляторами. Речь идет о комплексном образовательном продукте и сервисе.

Наконец, третья модель - это концессия. Она используется в здравоохранении и в некоторых несоциальных секторах. Сейчас в России есть порядка десятка крупных проектов, когда инвестор вкладывается в образование - строит школу на свои средства и затем ее развивает. Это, как правило, экспериментальная школа, рассчитанная, прежде всего, на друзей и знакомых, для узкого круга избранных, поскольку предприниматель действует без государственной поддержки.

Есть десятки предпринимателей, готовых инвестировать деньги в школы полного цикла и потом развивать их, применяя передовые подходы к управлению. Это будет бесплатная школа, где может учиться каждый, но в ней появятся новые технологии и современная материально-техническая база, которые в дополнение или взамен уже имеющихся государственных механизмов предложит частный инвестор. Положительные примеры таких инвестиций в образовательные учреждения уже есть в Москве, Татарстане, ХМАО.

Готовность инвестировать в развитие школ сегодня велика и у семей, и у бизнеса. Но в случае с привлечением ресурсов семей есть определенные ограничения из-за проблемы социального неравенства. Мы не должны допускать увеличения вклада семей, а значит, - расслоения в общем образовании. А вот задействовать средства бизнеса необходимо, тем более что предприниматели готовы к этому не только ради получения прибыли, но и в силу желания отдать часть ресурсов на общее дело. Развитие школы - это именно общее дело, она формирует человеческий потенциал страны на десятилетия вперед.

Предлагаю перейти к широкой дискуссии с региональными властями и бизнесом о предлагаемых моделях. Ведь именно инвестиции в образовательную инфраструктуру и образовательную среду без преувеличения можно назвать инвестициями в будущее.